Алексей исаев артем драбкин 22 июня 9 мая великая отечественная война

В фондах Госархива РФ содержится немало материалов, касающихся взаимодействия государства и действовавших в СССР религиозных организаций, в том числе мусульманских духовных управлений, в частности существовавшего в начале 1940-х годов единственного исламского центра – уфимского Центрального духовного управления мусульман – ЦДУМ. На основании этих и других документов, выявленных в российских архивах, доцент Московского исламского института Вячеслав Ахмадуллин подготовил монографию «Патриотическая деятельность духовных управлений мусульман в годы Великой Отечественной войны» (М. Исламская книга, 2015). Введя в научный оборот многие документы, еще остававшиеся вне поля зрения специалистов, автор однозначно указывает, что лидеры советского мусульманского сообщества, как и иерархи Русской православной церкви и иных конфессиональных структур, с первых дней войны выступили как патриоты своей родины, и эта позиция оставалась неизменной до самой победы. Публикуется, например, обращение главы ЦДУМ муфтия Габдрахмана Расулева к единоверцам, датированное 2 сентября 1941 года, с призывом встать на борьбу с фашистскими захватчиками. Найденные Ахмадуллиным архивные документы дают ответы на многие вопросы относительно часто противоречивой политики властей в отношении верующих и претендовавших на выражение их чаяний религиозных организаций. И в то же время материалы из фондов ГА РФ, а также РГАСПИ, РГАНИ, ЦАМО РФ свидетельствуют о последовательном укреплении мусульманских духовных управлений, усилении в них патриотического начала, тщетности попыток фашистской Германии и немецких оккупационных властей подтолкнуть мусульман против Советского государства. Подавляющее большинство советских мусульман сделали выбор в пользу своей Родины. И это вполне объяснимо: в годы Советской власти многие из них родились, получили образование, во многом прониклись теми идеалами, которые пропагандировались государством и в той или иной интерпретации заложены в аврамистических учениях. По мнению автора монографии, совокупность выдвинутых аргументов позволяет сделать вывод, что в числе множества источников Великой Победы вместе с православием находятся ислам и другие религии